Связь по радио. Радиостанции для офф-роуда

В автомобиле можно пользоваться тангентой

Джиперы - народ общительный. И поговорить любит не только у костра под закуску, но и непосредственно во время управления внедорожником. Как, например, не теряя времени на остановки, уточнить с приятелем, едущим в соседней машине, оптимальный маршрут. Или пилоту во время трофи-рейда сообщить своему штурману все, что он о нем думает, когда тот в пятый раз крепит лебедочный трос за "неправильное" дерево. Можно, конечно, просто кричать, но это как-то неудобно...

Первое, что приходит на ум, - для переговоров можно воспользоваться обычным сотовым телефоном. Правда, понадобится толстый кошелек для оплаты счетов, а регион путешествия должен обслуживаться вашим оператором (спутниковые телефоны заслуживают отдельного разговора, и мы обязательно расскажем о них в ближайших номерах). Но если серьезно, то телефон в машине необходим скорее для связи по-настоящему дальней, а зачастую аварийной, для оказания экстренной помощи, например. Доподлинно известно, что в прошлом году во время восхождения на Эльбрус чешские альпинисты попали в одну из трещин, в избытке разбросанных по леднику. Часть группы погибла сразу. Другие, сильно травмированные, умирали от переохлаждения. Спасатели искали их, но, не зная маршрута движения, этим можно было заниматься несколько месяцев. У одного из чехов оказался с собой телефон, он позвонил в Москву в посольство, объяснив, где произошла трагедия. Дипломаты передали информацию поисковикам МЧС. В результате, благодаря одному телефонному звонку, несколько жизней было спасено.

Второй способ общения, наверное, самый популярный среди автомобилистов - радиостанции "гражданского" диапазона (СВ, "си-би", citizen band), использующих частоту 27 МГц. Именно СВ-станциями оснащают такси и фуры-дальнобойщиков. Однако именно эта популярность во многом сводит на нет имеющиеся преимущества аппаратов этого диапазона: неплохую чувствительность приемников и дальность действия передатчиков. Практически вблизи любого населенного пункта стало довольно тяжело найти свободный канал (кроме того, встречаются любители пошалить в эфире, скачущие за вами по каналами и мешающие своей болтовней). Еще неудобнее си-бишки в портативном исполнении. Их мощность, а значит, и дальность связи, невелика: при благоприятных условиях не более 3-5 км, а в лесу и того меньше. Зато по весу и потреблению энергии они чемпионы, никакие "Энерджайзеры" не помогут.
Гарнитура hands free поддерживает функцию VOX

Наиболее же оптимальны для решения прикладных джиперских задач радиостанции LPD (Low Power Device или официально - License Free Radio), работающие в диапазоне 433 МГц. Несколько лет назад Госсвязьнадзор России упростил порядок приобретения маломощных трансиверов (приемник и передатчик в "одном флаконе"), для их приобретения теперь не требуется специальное разрешение. Благодаря этому сейчас на нашем рынке можно встретить довольно много LPD-станций различных фирм. Отличаются они оформлением, качеством изготовления и степенью защищенности корпуса, количеством каналов связи, наличием дополнительных "наворотов" (кодирование сигнала, VOX и др.). Общее же - максимально разрешенная мощность не должна превышать 10 мВт. Понятно, что именно от этого параметра и зависит дальность связи. Реально при такой мощности можно общаться на расстоянии 300-500 метров в городе или до 1,5 км на открытом пространстве. Однако, если быть до конца честным, некоторые из моделей имеют большие потенциальные возможности. Продавцы это знают и предлагают для продажи, как правило, уже "раскрытые" станции, с мощностью увеличенной до 0,5 Вт. Качество и стабильность связи улучшается, а дистанция возрастает от двух до четырех раз. Доказать же, что станция имеет большую мощность, может только специальная экспертиза. Из всего обилия предлагаемых моделей рассмотрим всего две (подороже и подешевле), заслуживающих, на наш взгляд, внимания автомобилистов.
Трансивер ICOM IC-4088 соответствует военному стандарту

Логотип японской корпорации ICOM известен по всему миру. Наверное, не случайно портативные трансиверы именно этой компании находятся "на службе" армии США. Соответствует военному стандарту и радиостанция ICOM IC-4088 ($175). Взяв ее в руки, сразу обращаешь внимание на влагозащищенный корпус из ударопрочного пластика с алюминиевой рамой внутри. Станция оснащена знако-символьным дисплеем и интуитивным интерфейсом управления (пять функциональных кнопок). Для связи можно выбрать любой из 69 фиксированных каналов. Причем в каждом из них есть 38 вариантов помехозаградительного кода (настроив аппараты вашей группы на определенный канал и поддиапазон внутри него, вы сможете общаться без помех). Мало того - сигнал можно зашифровать. Мощность станции позволят вести переговоры на расстоянии до четырех километров, вес же с тремя элементами питания (тип АА) составляет всего 180 г. Функция энергосбережения увеличивает срок работы на одном комплекте батареек до 65 часов. Позаботилась ICOM и об аксессуарах. Не хотите тратиться на регулярное приобретение элементов питания - воспользуйтесь аккумуляторами разной емкости. Подзаряжаться можно как от 220 вольт, так и от 12-вольтовой бортовой сети. Подпитывать станцию можно не прекращая работы. Очень удобны гарнитуры hands free с функцией VOX. Эта функция особенно удобна для переговоров между пилотом и штурманом, как внутри, так и снаружи автомобиля. Гарнитур несколько: с оголовьем, закрепляемые за ухом ($17-100), ларингофонного типа ($40), крепящаяся на шее и воспринимающая вибрации горла. Есть в ассортименте и выносная тангента ($40), похожая на традиционную "си-бишную".

Практически те же самые возможности и у трансивера Colibry, выпускаемые компанией SINDIS в Чехии. При этом она в три раза дешевле ($53), чем ICOM IS-4088. Принципиальное отличие в корпусе: он хоть и прочный, но без влагозащиты. Тем не менее, на сегодня это бесспорный лидер в своем классе по соотношению цена-качество.
Для переключения функций VOX/PTT и соединения станции с гарнитурой служит специальный переходник

При всех своих достоинствах, маломощные LPD радиостанции, даже "раскрытые", имеют существенный недостаток - ограниченную дальность связи. Конечно, трех-четырех километров, как правило, достаточно, но все-таки хотелось бы, чтобы дистанции была побольше. Для этого есть специальное устройство - эхо-репитер Parrot ($70).

Представьте типичную ситуацию. Лагерь на берегу озера, кто-то "рысачит" по буеракам, кто-то ушел за грибами, кто-то отправился рыбачить. Расстояние напрямую между ними вполне может превысить зону устойчивого приема. Как быть? Да очень просто - к лагерной станции, своего рода "базе" (такая же станция, находящаяся в кармане у "дежурного"), подключается "коробочка", которая и позволяет общаться между собой удаленным корреспондентам. Сигнал, принимаемый базовой станцией, через разъем для гарнитуры передается на репитер. Микропроцессор, управляющий устройством, запоминает его на встроенную "флэшку". По окончании приема процессор переключает "базу" на передачу и ретранслирует сообщение. За один цикл репитер способен передать информацию длительностью до одной минуты. Устройство функционирует в полностью автоматическом режиме. Комплекта из четырех батареек (тип ААА) хватает на несколько месяцев непрерывной работы. Таким образом, с помощью "удлинителя" реальная дальность связи возрастает вдвое.

Теперь немного о законности использования радиостанций. С "си-би" все понятно - существует давно отлаженная схема приобретения и эксплуатации. И на то, и на другое требуется получение разрешения Госсвязьнадзора. С диапазоном 433 МГц несколько сложнее. Купить их можно, но вот регистрации на пользование никто не отменял. Поэтому, если вы законопослушный гражданин, то получите разрешение. Или же пользуйтесь, но с оглядкой. Вряд ли компетентные органы, учитывая низкую мощность передатчиков и специально выделенный диапазон, станут предъявлять вам претензии где-то в глухомани. Однако, если активно переговариваться, например, на Манежной площади в Москве, то скорее всего у вас возникнут проблемы. И еще. В последнее время в продаже появились радиостанции, внешне похожие на LPD, но работающие в так называемом "милицейском" диапазоне 460 МГц. Такие устройства для гражданского использования запрещены, и приобретать их не стоит.

Сергей Груздев

журнал "Клуб 4х4", июль 2004 г.

1331
696
635
0