Челн

Утиная охота — всякая в целом ряде местностей и многие ее способы и приемы почти везде — без лодки невозможна.

Устройство лодок, которые применяются на утиной охоте, различно. Давать описание их долго да и незачем, настолько устройство обыкновенных лодок общеизвестно. Поэтому я в дальнейшем ограничусь только описанием устройства наиболее совершенного для охотничьих целей типа лодки — именно подъездного челна, иногда также называемого «утюгом».

Родиной подъездного челна является Ленинград, а его творцами — морские охотники-ленинградцы, испытавшие превосходные его для охоты качества в течение многих лет во все времена года и в самых разнообразнейших условиях. Ленинградскими охотниками подъездные челны были в свое время завезены и в кое-какие другие местности и очень скоро привились там, вытеснив почти совершенно все другие типы охотничьих лодок и челнов. Так, например, было в Вологде, так происходит в настоящее время на Ильмене. В других местностях о подъездных челнах и об исключительных их качествах мало кто знает; литературные указания об его устройстве почти отсутствуют, и поэтому для охотников будет не безинтересно ознакомиться с устройством этой, безусловно лучшей из всех существующих, охотничьей лодки.

Охотничьей лодке вообще необходимо предъявить целый ряд требований, которым она должна удовлетворять. Лодка должна быть по возможности мала и легка, чтобы управление ею не было бы затруднительно для охотника и не слишком бы его утомляло.

Ширина лодки должна быть такая, при которой боковая качка от легких движений охотника не была бы заметна и исключала возможность перевернуться при неосторожном движении. Но, вместе с тем, лодка должна быть и достаточно узкой для большей быстроходности и свободного передвижения по камышам, тростнику и траве.

Рис. 1. Подъездной челн. Общий вид.

Этими качествами, а также и многими другими, и обладает в полной мере подъездной челн.

Дно челна должно быть прямое и только в носовой и кормовой части несколько изогнуто вверх. Такой челн легко идет по воде, не зарывается в волну и легко перетаскивается, в случае надобности, по грязи, песку и пр.

Нижняя часть челна делается обычно из цельной выдолбленной осиновой колоды, достаточно разведенной в ширину. Иногда (почти все челны вологодских охотников) днище челна делается, как и у обыкновенной лодки, из отдельных досок. Челны, имеющие днище, сделанное из осиновой колоды, пожалуй, менее прочны, чем сшитые из досок, и легче дают трещины от жары, но зато они несомненно легче, и построить их — много проще и дешевле.

К осиновому корыту (днищу) пришиваются из досок борта.

Длина челна обыкновенно колеблется от 4-х до 5-ти метров, при ширине от 70-ти до 90-ти сантиметров и при высоте от 25 до 40 сантиметров.

Нос и корма челна срезаются почти по ватерлинию. К корме и к носу челн сильно суживается, причем корма обычно делается закругленной, а нос — узким и острым.

Срезанные нос и корма сверху зашиваются фанерой и обтягиваются плотной, пропитанной краской парусиной. Но, по моему мнению, еще практичнее зашивать их не особенно толстым кровельным железом, как и делают это вологодские охотники на своих челнах. Под фанеру или железо необходимо положить прочную деревянную палубу.

Разрез по линии А-Б

Рис. 2. Подъездной челн. Вид сверху: 1) борт, 2) палуба (верхняя обшивка фанерой или железом), 3) кормовая внутренняя палуба (кормовое сиденье), 4) носовая внутренняя палуба (для крепления мачты и т. д.), 5) выдвижная скамейка, 6) вырез в скамейке, обшитый кожей, 7) фальшборт, 8) донная выемная решетка, 9) круглый прорез в носовой внутренней палубе для крепления мачты, и 10) кольцо для привязывания челна.

Рис. 3. Подъездной, челн. Продольный разрез по линии А—Б.

Рис. 4. Скрепление борта с палубой и фальшбортом железным угольником.

Борта челна обшиваются сверху доской шириной около 20-ти сантиметров и кроются поверху, по всей их длине, железом или парусиной. К этой палубе, прикрепленной к борту, помимо винтов, которыми пришивается доска, еще и железными или деревянными угольниками, нашивается второй борт, так называемый «фальшборт», имеющий высоту около 12-ти сантиметров. Фальшборт скрепляется с палубой также угольниками.

Нос и корма челна, зашитые сверху и открытые изнутри челна, служат для помещения чучел, подсадных, багажа и пр.

На носу челна фальшборт делается в форме равнобедренного треугольника, обращенного вершиной к носу челна, а на корме — полукруглым или также треугольным. Наравне с наружной палубой, на носу и на корме настилается из досок внутренняя палубка, образующая на носу, вместе с фальшбортом, треугольный ящик, открытый сверху и со стороны, обращенной внутрь челна, а на корме — такой же ящик, но полукруглый или треугольный.

Носовая внутренняя палубка, имеющая посредине круглое сквозное отверстие, служит верхним креплением для мачты, а в остальное время, когда мачта не поставлена, — полочкой для патронов и т. д.; кормовая — сидением для охотников во время хода челна под парусом или, — если охотников двое, — сидением для рулевого.

Посредине челна остается открытое место, занимающее около трети длины челна (т. е., от 150 до 175 сантиметров длиной при ширине 45—50 сантиметров). Вокруг этого открытого места, служащего для помещения охотника, и нашивается фальшборт, благодаря чему челн не заливается даже при сильной волне водой. Фальшборт делается из дюймовой доски, но для прочности верхняя его часть по всей длине челна укрепляется еще бортиком из тонкой рейки, которая пришивается к фальшборту изнутри челна винтами. По обеим сторонам челна в буртик врезаются железные рамки, в которые вставляются уключины для так называемых «распашных» весел.

Внутри открытого места челна, ближе к носу, делается выдвижная скамейка для сиденья во время гребли. Для удобства часто в доске скамейки делается вырез, обиваемый кожей.

Рис. 5. Железная рамка для вставления уключины.

На дно челна кладется выемная решетка, сделанная из четырех или пяти брусьев, скрепленных между собой в нескольких местах поперечными планками. На части решетки, обращенной к корме, набивается брусок для упора ног при гребле, а в носовой — имеющая сквозное четырехугольное отверстие планка для укрепления основания мачты, проходящей сквозь носовую внутреннюю палубку.

Рис. 6. Выемная скамейка с вырезом, обшитым кожей.

Рис. 7. Выемная донная решетка.

В нос челна вбивается или ввинчивается крепкое кольцо для продевания веревки при привязывании или перетаскивании челна.

С наружной стороны фальшборта прибивается деревянная планка, имеющая сквозные прорезы для вставления ветвей при маскировке челна. Иногда, вместо деревянной планки с отверстием, фальшборт обивается узкой полосой железа, изогнутого так, чтобы при его прибивке к фальшборту образовались бы пазы для ветвей.

Весла для подъездного челна делаются или прямые без вальков, или изогнутые с вальками: место, где весло трется об уключину, обвивается кожей.

Так как челн сравнительно узок, то при пользовании обычными уключинами нельзя применять длинные весла. От этого скорость хода челна, конечно, проигрывает. Вследствие этого, для применения более длинных весел, а, следовательно, и для увеличения хода челна и облегчения гребли, часто применяются, так называемые, выносные уключины.

В отличие от обыкновенных уключин, укрепленных непосредственно на борту челна, выносные уключины, укрепляемые также на, борту, дают возможность применять более длинные весла в особенности в той их части, которая находится между точкой опоры весла и руками гребца. Таким образом, в отличие от обыкновенных уключин, точка прикрепления которых к бортам челна совпадает с точкой опоры весла, выносные уключины имеют точку опоры для весел за пределами челна, — над водой.

Рис. 8. Приспособления для укрепления ветвей на фальшборте при маскировке челна: верхнее — деревянное, нижнее — железное.

 

Рис. 9. Железная уключина.

 

Рис. 10. Выносная уключина.

Устроить такие уключины очень легко и не дорого, а, между тем, и скорость передвижения челна увеличивается, да и сама гребля сильно облегчается.

Выносные уключины обычно изготовляются из куска толстого железа (шинного), изгибаемого коленом, причем более короткое колено закрепляется на борту челна, а более длинное высовывается за борт и держит толстую железную трубку, в которую и вставляется обычная уключина или особый железный стержень, укрепленный на самом весле. Стержень этот, составляющий часть особого, весьма несложного по работе и недорогого приспособления, закрепляется в весле так, чтобы он имел вращение на оси только в плоскости длины весла. Вставленное весло с таким стержнем в уключину должно находиться в таком положении, чтобы лопасть весла несколько наискось входила в воду.

При пользовании выносными, а также и всеми другими металлическими выемными уключинами, во избежание утраты их при случайном выскакивании из гнезда, необходимо привязывать их к кокорине челна на длинных веревочках (чтобы их можно было, не отвязывая, вынимать и вставлять на место).

Часто вместо железных уключин применяются уключины деревянные, состоящие из двух деревянных колышков, укрепленных в борту и сверху перевязанных веревкой. Во избежание скрипа при гребле, надо их перед охотой хорошенько просмолить. Уключины выносные, в особенности такие, в которых весло укрепляется с помощью вышеописанного железного стержня, наиболее удобны из всех остальных, как облегчающие греблю, ускоряющие ход челна и почти исключающие возможность выскакивания весла из уключины, что часто бывает при пользовании уключинами иного устройства, когда приходится вдруг бросить весла и схватиться за ружье. Но следует иметь в виду, что выносные уключины вообще очень неудобны, когда приходится пробираться на челне сквозь кусты, камыш и проч., т. к. их выступающие за борт концы цепляются за каждое препятствие и тормозят ход челна. Впрочем, вообще на веслах по камышам, тростникам и проч. ездить неудобно, — лучше всего гнать челн кормовым веслом, а, если глубина позволяет, то толкаться.

Рис. 11. Крепление стержня выносной уключины в весле.

Рис. 12. Деревянная уключина.

В этом случае, а также и во многих других, необходимо иметь в челне весло-пропешку.

Пропешка — длинное прямое, без валька, но с рукояткой, весло, имеющее лезвиеобразную узкую лопасть.

Рис. 13. Весло пропешка.  

Пропешкой и гребут, и правят, и, когда мелко, толкаются.

Для управления ходом челна, когда идут под парусом, или когда в лодке два охотника, из коих один сидит на веслах, а другой — на руле, удобнее пользоваться рулевым веслом-правилкой.

Правилка — короткое, прямое весло с рукояткой, имеющее широкую закругленную лопасть.

Рис. 14. Весло правилка.

Парус укрепляется на челне с помощью мачты (проходящей через отверстие носовой внутренней палубки и укрепляемой своим состроганным четырехугольником концом в планке на решетке) и рейка, проходящего по диагонали паруса.

Полотнище паруса обшивается по краям не толстой веревкой, имеющей две петли на свободном верхнем конце (для вставления рейка) и на свободном нижнем (для привязывания шкота, т. е., веревки, которой подтягивается парус, и которая во время хода челна под парусом находится в руках у охотника).

Рис. 15. Парус, мачта и реек.    

Парус прикрепляется к мачте веревкой, спирально обвивающей мачту и проходящей сквозь обметанные дырочки в парусе. Веревка должна более или менее плотно подтягивать к мачте парус и наглухо скреплять его с мачтой вверху ее и внизу.

Рис. 16. Деревянная утка для крепления шкота.  

В вершках двух-трех от того места мачты, которым она соприкасается с внутренней носовой палубкой, на дереве мачты делается кольцеобразный вырез, вокруг которого навязывается веревка с петлей. В эту петлю при подъеме паруса вставляется реек, имеющий с обоих концов вырез; другой конец рейка вставляется в петлю на верхнем свободном конце паруса. Реек для удобства его помещения в челне лучше всего делать составным из двух частей, соединяемых между собой медной трубкой (как делаются складные удочки). Величина паруса — дело вкуса, устойчивости и величины челна и опытности охотника. Форма паруса — обычно четырехугольник, имеющий более широкое основание и более длинную сторону, противоположную от мачты.

Для удобства управления парусом и крепления шкота на внутренней стороне борта у кормы по обеим сторонам челна привинчиваются деревянные или металлические утки, на которые наматывается шкот или через которые пропускается шкот во время держания его конца охотником. В последнем случае утки исполняют роль блока, уменьшая силу тяги паруса.

На челн ставится палатка, изготовленная из тонкой, но плотной и пропитанной водонепроницаемым составом материи (холст, полотно, парусина и пр.). Палатка укрепляется в челне тремя камышовыми дугами, укрепленными на фальшборте в специальных деревянных или железных гнездах. Снаружи палатка пристегивается к фальшборту кожаными петлями за особые крючки на борту.

Форма палатки (в разрезе) — полукруг.

В носовой или кормовой части палатки делается откидная дверца, позволяющая, сидя в палатке (например, в дождь), стрелять по подсаживающимся к чучелам птицам. Окрас палатки — предпочтительнее под цвет травы.

Челн окрашивается — для охоты летом и осенью — под цвет воды или растительности, а ранней весной, когда вокруг снег и лед, — в белый цвет. Окрашивать следует и снаружи, и изнутри. Металлические части окрашиваются точно так же, как и деревянные. Следует не забывать хорошенько прошпаклевать все швы челна перед окраской, а также посадить все железные части челна, прилегающие к дереву и соприкасающиеся с водой, на хорошую суриковую замазку.

Ранней весной небесполезно, когда еще есть лед, иметь с собой в челне небольшую кошку-якорь и багорчик для отталкивания льдин и продвижения среди них.

Как я уже имел случай упомянуть выше, незаменимой принадлежностью челна является керосиновый примус, снабженный бесшумной горелкой. Примус дает возможность в любой момент, не снимаясь с места, тут же в челне согреть пищу, вскипятить чай и пр. Помимо этого, примус, разведенный в челне с натянутой палаткой, очень быстро поднимает температуру, и даже в мороз спать в палатке можно с большими удобствами.

Можно примус разводить, прямо поставив его на скамейку, патронный ящик и т. д. Но гораздо удобнее пользоваться им, поместив его в особый железный, имеющий форму ведра, футляр-печку. Такая печка делается из обычного кровельного железа. В нижней ее части укрепляется примус. Против горелки и насоса примуса делается дверца, дающая возможность, не вынимая примуса из ведра, налить бензин, разжечь его, чистить капсюль, накачать насосом воздух и проч.

Чайник или кастрюлю нужно изготовить такой величины и формы, чтобы они свободно входили внутрь ведра. Ведро сверху снабжается крышкой.

Рис. 17. Футляр-печка для примуса.

Разведя огонь и поставив чайник или котелок, крышку ведра можно закрыть, и тогда слабое шипение примуса с бесшумной горелкой будет совсем не слышно. Примус, разожженный в таком ведре, нагревает воздух в палатке чрезвычайно быстро. Устроить такое ведро-печку очень не хитро, а удобствами оно обладает большими.

Не следует также забывать постоянно иметь в челне небольшой топорик, весьма необходимый на охоте вообще, а на охоте из челна в особенности: топором и дрова наколешь, когда нужно, и ветвей нарубишь куда скорее, чем ножом и проч.

1083
593
490
0