Охота с легавой собакой, работающей с докладом

Росистое утро. Солнце еще не взошло. Вы идете по тропинке через сосновый бор. Собака рядом. У большой низины, заросшей брусникой и гонобобелём, вы пускаете легавую в поиск. Не проходит и десяти минут, как из прогалины мелкого леса появляется ваш четвероногий помощник. Радостно подпрыгивая и повиливая хвостом, он как бы приглашает вас следовать за ним. Сняв с плеча ружье, вы идете за собакой, которая то и дело оборачивается, словно зовет идти поскорее. Но вот на небольшой полянке, поросшей пахучим клевером, она красиво замирает на стойке, подняв высоко голову. Вы посылаете ее вперед. Вдруг шагах в двадцати от вас с громким клохтаньем срывается тетерка, а вслед за ней тетеревята. Выстрел... и один из тетеревят падает на месте. Приласкав собаку, даете ей обнюхать добычу. Зарядив ружье, направляете своего помощника искать затаившихся в траве птиц. Вскоре после нескольких подводок и стоек в вашей сумке лежит несколько молодых тетеревят. Охота была удачной, и этому во многом способствовала собака: она работала с докладом - сообщала о найденной дичи.

Во время широкого поиска легавая отлучается от охотника на далекое расстояние и работает без его воздействия. Возвращаясь к охотнику, некоторые собаки своим возбужденным поведением и различными внешними признаками "доносят" о найденной дичи и зовут следовать за собой.

В лесу и в мелких частых зарослях легавая собака, работающая с докладом, гораздо быстрее находит дичь и сберегает силы охотника.

Работать с докладом может далеко не каждая легавая. Развитие этого ценного качества у многих собак зависит от владельца собаки и от егерей, воспитывающих легавых.

У собаки с посредственными способностями искусственно выработать умение делать доклад очень трудно. Проявлять эту способность может лишь та собака, которая воспитана непосредственно ее владельцем и работает на охоте в полном контакте с ним. Из ряда наблюдений удалось установить, что собаки, проявляющие способность к докладу, обычно более податливы к дрессировке, хорошо понимают охотника и проявляют исключительную способность понимать указания своего хозяина.

Известны случаи, когда легавые проявляли способность к докладу на лесной охоте без всякой предварительной подготовки. Это особо одаренные собаки. В большинстве же случаев для проявления у собаки способности работать с докладом необходимо владельцу собаки с самого раннего ее возраста (примерно с 3-4 месяцев) постепенно заниматься с ней, переходя от одного урока к другому.

Какими же наиболее простыми и доступными для каждого охотника приемами можно обучить щенка делать извещение о найденной дичи?

При занятиях со щенком от воспитателя требуются четкость отдаваемых приказаний, отсутствие малейшего раздражения, методическое повторение определенного урока до тех пор, пока собака не будет отчетливо исполнять все приказания. Обращаться с ней надо ласково. А когда она правильно выполняет все приказания, надо награждать ее чем-нибудь особенно для нее лакомым, например кусочком сахара или сухаря.

Прежде всего надо приучить щенка не брать пищу без разрешения. Для этого его подводят к еде на поводке и со словами "нельзя, нельзя" выдерживают некоторое время (от 2 до 3 мин.). И только словом "возьми" разрешают ему приняться за пищу. Надо добиться, чтобы и без поводка до разрешения собака не прикасалась к еде.

Когда щенок вполне усвоит это, следует перейти к другому уроку. Собаку надо одну на поводке впустить в комнату, где стоит миска с пищей. Щенок должен, подбежав к еде, не трогать ее, а ждать разрешения. Если же он бросится на пищу, надо пристегнуть поводок, сказать "нельзя" и увести его из этой комнаты. Затем на длинной бечеве пустить его к еде, остановить за шаг до нее, приговаривая "нельзя, нельзя", продержать несколько минут у пищи и только тогда, спустив с поводка, словом "возьми" разрешить взять еду. Когда щенок с точностью выполняет эти задания, надо затворить дверь комнаты, спрятать в ней какой-нибудь лакомый кусочек, затем позвать щенка и, показав ему, что в руках ничего нет, словом "ищи" заставить его искать пищу. Когда же щенок найдет спрятанное лакомство, словом "покажи" надо потребовать, чтобы собака подошла к тому месту, где находилась спрятанная еда.

После этого урока надо перейти к занятиям во дворе или садике, где, так же как и в комнатах, незаметно для щенка спрятать съедобное, которое щенок должен найти.

Все эта, занятия подробно описаны в различных руководствах по дрессировке и натаске легавых собак.

Когда щенок будет правильно выполнять эти "домашние" задания, можно начинать работать с ним в поле. Способность к докладу, развитая у собаки с раннего возраста еще в домашних условиях, будет проявляться у нее более четко и осмысленно, чем тогда, когда обучение к докладу начато непосредственно на охоте.

Если собака уже хорошо работала по болоту и по полевой дичи, следует дать ей практику работы в лесу, где она и может показать свою способность "доносить" о найденной ею дичи.

Раннее утро в лесу. Ветер едва заметен, но все-таки следует чуть задержаться на месте и выверить направление ветра. Направив собаку в поиск, вы наблюдаете, как жадно она втягивает воздух, то и дело мелькая между деревьями и кустами. Вдруг, подняв высоко голову, она пошла легким шагом вперед и, наконец, крепко остановилась на стойке, слегка поводя головой в стороны. Вы легким свистком отзываете ее к себе. Но не так легко отозвать легавую собаку со стоики: нужен второй, а иногда и третий призыв. Но вот, отпрыгнув с большой осторожностью назад, пробежав легким галопом, легавая находит вас и сейчас же нетерпеливо идет назад к выводку.

Каждый раз, отзывая собаку со стойки, вы постепенно внушаете ей о необходимости отыскать и доложить вам о найденной дичи. Однако бывают собаки, у которых страсть заглушает все. Такие легавые не слышат вашего призыва свистком и продолжают крепко стоять, а затем начинают двигаться вперед и поднимают на крыло дичь. Если собака работает в полном контакте с охотником и усвоила проведенные с ней занятия, то постепенно сама поймет, что без охотника она беспомощна и ей необходимо каждый раз звать хозяина.

Можно с уверенностью сказать, что развить способность к докладу можно у каждой легавой собаки при условии, если со щенячьего возраста проводить с ней занятия как по дрессировке, так и по натаске. Собака, которая срывает стойку, гонится за дичью и выходит из всякого повиновения охотника, не может проявлять способность к докладу, и все занятия с ней в этом направлении окажутся бесцельными. Первые занятия в поле по выработке у собаки доклада следует проводить по смирной птице и в таких местах, где бы птица могла крепко затаиться и хорошо выдерживать стойку. В этом отношении выводки молодых тетеревов можно признать наиболее подходящей дичью для выработки у легавой собаки способности к докладу.

635
328
307
0