Спаниель. Воспитание щенка

Понятие о воспитании

Под воспитанием щенка понимается последовательна и систематическая выработка у него необходимых навыков, облегчающих содержание и уход за ним, а также его дальнейшую дрессировку.

В процессе воспитания щенок приучается: к хозяину к кличке, к месту, к сохранению чистоты в помещении к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по сигналу, не трогать корма без команды, а также к наморднику.

Приучение к хозяину

Приучать щенка к хозяину надо начинать с момента его отъема от матери или с момента его приобретения и производить во время кормления, выгуливания и игры с ним. Все приучение заключается в том, что хозяин щенка лично сам кормит, выгуливает и играет с ним во время прогулок (поручает это делать другим лицам только в исключительных случаях). Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем, как говорят, привязывается к нему.

Когда приучают щенка к себе, а также при дальнейшем его воспитании, не следует кричать на него или бить его. Иначе щенок вырастет робким, забитым, малопригодным для дрессировки и охоты.

Приучение к кличке

Приучить щенка к его кличке  –  значит, выработать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички.

Для клички щенка выбирается короткое, звучное, с четким окончанием слово из названий гор, рек, стран света, птиц, зверей и различных названий предметов. Кличка присваивается щенку с момента отъема его от матери или приобретения.

Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку.

Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину. Для этого щенка называют по кличке, и вслед за этим дают ему кусочек "лакомства". После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения "лакомства". В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал "внимание".

Приучение к месту

Для того, чтобы щенок не лез в комнатах к столу, не ложился спать там, где он захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка.

При приучении щенка к месту поступают следующим порядком. Как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в неположенном, для него месте, необходимо произнести его кличку, подать команду "место", ладонью руки слегка ударить щенка по крупу, а потом отнести его на место, там уложить и повторить команду "место", после чего от него отойти.

После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается навык по команде "место" самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия.

Приучение сохранять чистоту в помещении

Сохранять чистоту в помещении можно начинать приучать щенка с 2,5 месячного возраста.

Способ приучения сохранять чистоту зависит от места расположения квартиры владельца щенка.

Если квартира находится на первом этаже, то после каждого кормления щенок должен выводиться на улицу и выгуливаться всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у щенка вырабатывается привычка отправлять свои потребности на месте выгуливания. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять. Для того, чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, когда щенок вертится у двери, немедленно ее открывать и провожать его к месту выгуливания. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать небольшие лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту.

Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить ящик размером 60x60x5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно, осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность.

При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику.

После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице.

Приучение щенка к ошейнику и свободному движению на поводке

Для того, чтобы выгуливать щенка и водить его на прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать к этому можно начинать с трехмесячного возраста щенка во время выгуливания и прогулок с ним.

Чтобы приучить щенка к ошейнику и свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду "гулять", надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке.

Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком "лакомства", при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют "лакомством" или сглаживанием, не приостанавливая при этом движения.

После выгуливания или прогулки щенка поощряют "лакомством", отстегивают поводок, а ошейник оставляют на шее.

После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец.

Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего.

Приучение к подходу по сигналу

Успех охоты с собакой во многом зависит от ее послушания охотнику. Одним из важнейших элементов послушания собаки является ее быстрый и безотказный подход по первому сигналу.

Приучать щенка к подходу можно начинать с трехмесячного возраста сразу же после приучения его к ошейнику и свободному движению на поводке.

Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания и прогулок.

Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в 5  –  10 шагах, подают команду "ко мне" и показывают кусочек "лакомства", который и отдают ему после подхода.

Если щенок перед командой "ко мне" был чем-либо отвлечен, его называют по кличке.

Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык по команде "ко мне" бежать к ведущему за кусочком "лакомства".

Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его "лакомством".

Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду "ко мне", после чего легким потягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить "лакомством" или сглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется и команда "ко мне" выполняется им безотказно.

Когда щенок приучится подходить по команде, начинают приучать его подходить по жесту, а затем по свистку.

Для подачи жеста правую руку поднимают от бедра в сторону на уровень плеча и, не задерживая, опускают ее.

Чтобы приучить щенка к подходу по жесту, следует уловить момент, когда щенок будет смотреть на ведущего, и тогда подать сначала жест, а затем команду "ко мне". После подхода щенок поощряется "лакомством".

Путем повторений этих действий у щенка вырабатывается навык подходить к ведущему по одному жесту, без команды "ко мне".

Сигналом для подзыва на свисток служат три частых коротких звука.

Чтобы приучить щенка к подходу на свисток, поступают так же, как и во время приучения, его подходу по жесту, т.е. сначала подают сигнал свистком, затем команду "ко мне", а после подхода поощряют.

После нескольких повторений у щенка вырабатывается навык подходить по свистку, не сопровождаемому командой "ко мне".

Приучение не трогать корм без команды

Четко отработанная команда "нельзя" у спаниеля дает возможность охотнику в любой момент остановить собаку или прекратить ее нежелательное действие. К нежелательным действиям спаниеля следует отнести: попытки гонять домашних животных и птицу; подбирать и есть несъедобные предметы; бросаться и лаять на посторонних людей во время прогулок и переездов; попытки отправлять свои естественные потребности в неположенном месте, а также брать пищу со стола или корм без разрешения.

Приучить щенка не трогать корм без команды – это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки навыка прекращать действия по команде "нельзя".

Отработку настоящего приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и свободному движению на поводке.

Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку "лакомства". При его попытке взять пищу подают команду "нельзя" и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют, после небольшой паузы подают команду "возьми" и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище, и ест ее, его поощряют восклицаниями "хорошо" и одновременно оглаживают.

При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде "нельзя" – не трогать пищу, а по команде "возьми"  –  брать ее.

Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды "возьми".

В дальнейшем, при четком выполнении щенком команд "нельзя" и "возьми", поводок снимают и щенок выполняет команды без поводка.

В последующем команду "нельзя" закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить какое-либо нежелательное действие подают команду "нельзя". Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка или легким ударом прутика, в зависимости от обстановки.

Приучение к наморднику

Независимо от породы собаки и ее отношения к окружающим людям, железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или при прогулках без поводка. Это обязывает каждого охотника приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику.

Приучать щенка к наморднику можно начинать с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды.

Для спаниеля наиболее удобным и пригодным намордником является петельный намордник, который, будучи надетым на собаку, почти не беспокоит ее. Поэтому приучить собаку к такому наморднику не представляет затруднений.

Приучают щенка к наморднику во время выгуливания и прогулок с ним. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду "гулять", затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу.

Для того, чтобы намордник не мешал щенку, следует петельку, в которую просовывается морда собаки, расширить, а налобный ремень опустить, удлинить.

Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой "нельзя", сопровождаемой легким рывком поводка.

После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щенка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются. После этого намордник на щенке затягивается нормально, без излишних послаблений.

1015
520
495
0